Философия занимает одно из центральных мест в социально-гуманитарной подготовке современного студента. Она вносит весомый вклад в формирование мировоззрения личности, способствует становлению его активной гражданской и патриотической позиции, позволяет адекватно оценить фундаментальные особенности развития современной культуры и цивилизации.
Изучение философии ориентированно на освоение студентами наследия мировой и отечественной философской мысли, формирование у них творческого отношения к этому наследию, развитие навыков самостоятельного философского мышления. В этой связи особой задачей является изучение динамики философского знания в широком историко-культурном контексте, взаимосвязи его эволюции с логикой развития духовной культуры человечества, философским осмыслением современных социальных реалий.
Предлагаемая программа курса призвана способствовать решению этой задачи и расширению горизонта философского видения студентом современного мира и собственной жизненной позиции.
Преподавание философии преследует следующие основные цели:
- формирование у выпускника современного мировоззрения и интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеях и принципах деятельности;
- овладение выпускником основами мировой и отечественной философской культуры;
- формирование способности к креативному и критическому мышлению в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности, овладение современным стилем научно-практического и рационально-ориентированного мышления;
- умение молодого специалиста четко формулировать свою социально-политическую и смысложизненную позицию и философски обосновывать их.
Непосредственной задачей преподавания философии является формирование у студента соответствующих философских компетенций – предметных и операциональных. Формирование предметных компетенций студентов осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта, который предусматривает, что в результате изучения учебной дисциплины:
Выпускник должен знать:
- основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений;
- ключевые идеи и категории философского анализа;
- основные принципы философской концепции бытия;
- фундаментальные компоненты философской теории человека;
- основные ценности современной культуры;
- социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности (в том числе профессиональной);
- основные принципы, законы и механизмы познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования;
- основные закономерности функционирования и развития общества, их особенности в современном мире;
- смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения.
Коррелятивно предметным могут быть обозначены и операциональные философские компетенции выпускника:
выпускник должен уметь:
- формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего философского мировоззрения;
- применять философские идеи и категории в анализе социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;
- характеризовать ведущие идеи философской картины мира, транслировать и популяризировать их;
- уметь понять и объяснить различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого бытия;
- осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной деятельности;
- определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности;
- применять идеи гносеологии и основные методологические регулятивы научного поиска в анализе социальных и профессиональных проблем;
- формулировать и аргументировать свою идеологическую и социально-политическую позицию, определять роль своей общественной и профессиональной деятельности в функционировании и развитии основных сфер общества;
- оценивать перспективы развития важнейших социальных проблем и возможности инновационной деятельности в сфере избранной профессии по их оптимальному решению.