Интервью выпускника и нынешнего декана агроэнергетического факультета БГАТУ Протосовицкого Ивана Васильевича
Я родился на железнодорожной станции Припять, можно сказать железнодорожном разъезде, Столинского района Брестской области. Школьные годы были неплохими, но путь к высшему образованию оказался извилистым. После окончания школы я поступил во Львовское техническое училище железнодорожного транспорта, выбор, обусловленный, вероятно, юношеским увлечением железнодорожным транспортом, желанием быть машинистом локомотива. Однако из-за медицинской комиссии, пришлось с мечтой распрощаться, а так как время было упущено, вынужден был обучаться по специальности ремонт электроподвижного состава. Получив специальность, два года проработал в локомотивном депо Здолбуново электромонтером по ремонту электроподвижного состава, что и явилось основой моего будущего призвания, профессиональных знаний, но и бесценный опыт самостоятельной жизни вдали от дома. Затем последовала армия, которую отслужил в 1982 году, в том же году поступил в БИМСХ на факультет электрификации сельского хозяйства. Пять лет учёбы в БИМСХ – это целая эпоха. Жизнь в общежитии, в тесноте, но в домашней атмосфере, с четырьмя соседями в комнате на двухъярусных кроватях, сформировала чувство товарищества и взаимопомощи, качества, которые до сих пор ценю. Вспоминаю это время с теплотой и ностальгией. Современные общежития БГАТУ – это совсем другой уровень: комфортабельные комнаты, современное оборудование, доступ к интернету. Вместе с учёбой я активно занимался лёгкой атлетикой, участвуя в различных соревнованиях и завоёвывая призовые места. После окончания университета я был распределен в сферу профобразования г. Минска, а через год приглашен на кафедру электроснабжения и эксплуатации электроустановок, где прошел путь от стажера преподавателя до заведующего кафедры в 1998 году. Всегда с теплотой вспоминаю эти годы своей жизни, коллектив кафедры помогал мне во всех направлениях от защиты диссертации по соискательству до житейских проблем, что стало важным шагом в моей карьере до декана агроэнергетического факультета в 2005 году.
За прошедшие годы БГАТУ претерпел значительные изменения. Материально-техническая база укрепилась, появились новые лаборатории, современное оборудование. Университет активно внедряет цифровые технологии в образовательный процесс, открывая новые специальности, чтобы соответствовать требованиям современного рынка труда.
Однако, есть и негативные стороны. Мне кажется, что современные студенты стали более пассивными и менее ответственными. В наше время студенты ценили знания и понимание того, что образование – это инвестиция в будущее. Конспекты лекций были на вес золота, а общение с преподавателями – ценным опытом. Современные студенты часто используют готовые решения, не задумываясь о глубине понимания материала. БГАТУ старается решить эту проблему, внедряя новые методы обучения и мотивируя студентов к самостоятельной работе. Но главная роль, как и раньше, лежит на плечах преподавателей – их энтузиазме и умении зажечь интерес к науке у будущего поколения.
Роль декана университета – это не просто административная функция, это сложная и многогранная работа, требующая высокого уровня организационных способностей, глубокого понимания человеческой психологии и недюжинного терпения. На мой взгляд, ключевыми задачами декана являются всестороннее развитие студентов и создание благоприятной атмосферы для работы профессорско-преподавательского состава (ППС). Именно от эффективности работы декана во многом зависит качество образования, научная активность университета и, в конечном итоге, успех выпускников на рынке труда.
Развитие студентов включает не только обеспечение качественного образовательного процесса, но и создание условий для их личностного роста, профессиональной ориентации и внеучебной деятельности. Кроме того, декан должен быть в курсе проблем студентов и своевременно решать их.
Поддержка ППС – это не менее важная задача. Декан должен создать такую атмосферу в коллективе, где преподаватели чувствуют себя уверенно и мотивированы на эффективную работу. Это означает не только обеспечение хороших условий работы, но и стимулирование творческой инициативы, профессионального роста и взаимопомощи. Одной из сложных задач является поддержание гармонии в коллективе, особенно в женском, где конфликты и недопонимания могут возникать чаще. Сохранение кафедральных традиций и их разумное сочетание с инновационными подходами в образовании – также ключевой аспект работы декана. Он должен быть лидером, который умеет объединять коллектив, мотивировать его на достижение общих целей и создавать атмосферу взаимоуважения и сотрудничества. Успешная работа декана основана на его высокой профессиональной компетентности, личностных качествах и способности к эффективному взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса. Поэтому я как декан одного из старейших факультетов нашего университета продолжу прилагать всевозможные усилия по подготовке квалифицированных кадров в сфере энергетики АПК.
А сотрудникам вуза хочу пожелать только одного, пусть обязательно каждый миг вашей жизни согревает настоящая любовь! Неиссякаемой жизненной энергии, благополучия, понимания и поддержки родных и близких, уважения коллег!
Материал подготовила специалист
отдела образовательного маркетинга и
менеджмента качества ЦНМиУР
Вероника Видрук