Когнитивная эргономика производственных систем

Вы здесь

Подготовка специалистов в рамках дисциплины должна обеспечить формирование компетенции:

Осуществлять эргономическую оценку проектных решений на любых стадиях проектирования эргатических систем, прогнозировать и минимизировать ошибки работника для обеспечения оптимальной производительности эргатических систем

В результате освоения учебной дисциплины магистрант должен:

 знать:

  • предмет, объект, цели, задачи и историю эргономики;
  • современное состояние и актуальные проблемы эргономики;
  • основные положения отечественных и зарубежных концепций оптимизации трудовой деятельности человека в СЧМС для обеспечения эффективности, безопасности и комфорта;
  • эргономические характеристики человека как субъекта труда и информационного взаимодействия в СЧМС;
  • парадигмы и принципы проектирования взаимодействия человека с компьютерной средой;
  • методы и средства эргономической поддержки операторов в процессе эксплуатации современных технических и информационных средств.

уметь:

  • определять состав и набор задач, решаемых оператором в СЧМС, оценивать информацию, необходимой оператору, выбирать средства информационного взаимодействия человека и машины;
  • описывать и анализировать взаимодействие человека с информационной и компьютерной средой в заданной проблемной области, - создавать дружественную пользовательскую среду, описывать безопасное поведение человека в условиях производственных рисков.
  • работать в команде.

иметь навык:

  • средствами анализа современного состояния исследований профессиональной, операторской деятельности человека;
  • технологиями оценки пользовательских интерфейсов новых компьютерных технологий и направлениях повышения эффективности разрабатываемых и используемых программных средств и информационных систем;
  • средствами тестирования эргономичности рабочего места, аппаратных и программных средств, функционирования информационных систем.
Цели и задачи: 

Целью изучения учебной дисциплины является формирование у магистрантов системы знаний о деятельности человека в системе «человек–машина–среда» (СМС), особенностях человека как оператора и пользователя технических средств, как важнейшего компонента СЧМС (система «человек–машина–среда», по управлению безопасностью производственных процессов для их применения, при проектировании, производстве и эксплуатации современных технических, аппаратных и программных средств, реализующих безопасность процессов.

Задачи учебной дисциплины.

  • изучение истории и предпосылках возникновения и современных тенденциях развития эргономики;
  • формирование современных представлений об эргономике как научной и проектировочной дисциплине, способной решать различные практические задачи по учету человеческого фактора для повышения эффективности, безопасности комфорту СЧМС;
  • освоение современного проблемного поля и методологии эргономики;
  • изучение особенностей труда и профессиональной деятельности человека как субъекта операторской деятельности при взаимодействии с техникой;
  • изучение современных принципов и методов создания систем «человек – машина ‑ среда», обеспечивающих требованиям эргономичности техники, безопасной деятельности и условий труда пользователей.
  • формирование коммуникативного и информационного взаимодействия оператора или группы операторов с техническими средствами при применении информационных технологий;
  • изучение эргономических проблем проектирования профессиональной деятельности при взаимодействии человека с компьютером;
  • выявление факторов, определяющие эффективность деятельности человека и группы в информационных системах «человек-машина-среда» различного назначения.
  • формирование личности магистранта как гражданина РБ.