Философия занимает одно из центральных мест в социально-гуманитарной подготовке современного специалиста-агрария. Она вносит весомый вклад в формирование мировоззрения обучающихся, способствует становлению их активной гражданской и патриотической позиции, позволяет адекватно оценить фундаментальные особенности современной культуры и цивилизации, развивает системное, аналитическое, критическое, творческое мышление и коммуникативные навыки. Философия способствует формированию интегрального видения мира, преодолению фрагментарности профессионального и обыденного сознания. Являясь по сути формой личного отношения к миру, философия способствует обращению каждого обучающегося к наиболее важным для него смысложизненным вопросам, результатом чего становится выработка эффективной жизненной стратегии, ценностное самоопределение личности.
Изучение философии ориентировано на освоение обучающимися наследия мировой и отечественной философской мысли в ее связи с развитием всей духовной культуры человечества и современными социальными реалиями, на развитие у них гуманистического миропонимания и формирование навыков самостоятельного философского мышления.
Основными целями учебной дисциплины «Философия» являются формирование у обучающихся:
- современного мировоззрения и интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических ценностях и идеях мировой и отечественной философии;
- рационально-ориентированного, критического, креативного, системного мышления, обеспечивающего конструктивное участие в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности;
- умения четко формулировать, логически верно обосновывать, корректно отстаивать свою социально-политическую и жизненную позицию, используя философскую аргументацию.
Задачей изучения философии как учебной дисциплины вляется формирование у обучающихся предметных и операциональных философских компетенций.
Формирование предметных философских компетенций студентов предусматривает, что в результате изучения обязательной учебной дисциплины «Философия» обучающийся должен знать:
- структуру, основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений;
- ключевые принципы и категории философского анализа;
- основные подходы к философской интерпретации бытия;
- фундаментальные компоненты философской теории человека;
- основные философские подходы к анализу сознания;
- социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности (в том числе профессиональной);
- сущность, основные принципы, законы и механизмы познавательной деятельности, важнейшие философские методы научного исследования;
- структуру, основные закономерности функционирования и развития общества, их особенности в современном мире;
- философские подходы к анализу культуры, основные ценности современной культуры;
- смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения;
Операциональные философские компетенции студента предполагают, что он должен уметь:
- формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего мировоззрения;
- применять философские идеи и категории в анализе социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;
- характеризовать ведущие философские идеи, транслировать и популяризировать их;
- понимать и объяснять различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого существования;
- осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной деятельности;
- определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей личной, общественной и профессиональной деятельности;
- применять идеи гносеологии и основные методологические принципы научного поиска в анализе социальных и профессиональных проблем;
- формулировать и аргументировать свою идеологическую и социально-политическую позицию, определять роль своей общественной и профессиональной деятельности в функционировании и развитии основных сфер общества;
- применять философские идеи и категории в анализе социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций.
иметь навык:
- решения теоретических и практических задач, возникающих в профессиональной деятельности и повседневной жизни, на основе философских принципов и междисциплинарного подхода;
- системного и сравнительного анализа информации;
- исследовательской деятельности.