Цель дисциплины «Философия и методология науки» – способствовать формированию у научно-педагогических специалистов навыков стратегически-ориентированного и рефлексивно-методологического мышления посредством усвоения содержания философско-методологического знания в связи с основными направлениями и приоритетами развития научной и инженерной деятельности в контексте социокультурных проблем современности.Приобретённые ими в ходе освоения курса специально-философские и методологические умения должны способствовать развитию навыков научного и технического конструирования и проектирования, формированию базовых профессиональных и гражданских компетенций специалиста высшей квалификации.
В результате освоения курса «Философия и методология науки» специалист должен:
знать
- основные проблемы и концепции современного философско-методологического знания;
- основные категории и персоналии классической и постклассической философии, современной методологии науки и техники;
- основные методологические и социокультурные характеристики науки и техники;
- содержание основных социокультурных проблем в связи с развитием науки и техники, а также возможные пути их разрешения;
уметь
- характеризовать: специфику философско-методологического знания, основные проблемы и категории философии и методологии науки и техники, связь философских оснований науки, ее идеалов и норм с профессиональной практикой;
- анализировать философско-методологические тексты, выявлять в них основное концептуальное содержание и соотносить его с социальными и культурными параметрами развития науки и техники;
- применять философско-метологическую оценку к профессиональной деятельности и ее последствиям;
- использовать навык философской рефлексии для принятия профессиональных решений, организации соответствующей деятельности и профессиональной коммуникации в диалоговой среде.
Изучение курса философии и методологии науки должно способствовать:
- углублению представлений о роли профессиональной деятельности ученого и инженера, его ответственности в контексте современных методологических и социокультурных проблем; формированию знания об основных способах, нормах и правилах профессиональной деятельности; выработке рефлексивно-методологического навыка и конструктивно-критического отношения к научно-технической деятельности и ее социальным условиям.