Для выживания и развития предприятий в реальных условиях им необходимо приспосабливаться к динамично меняющимся условиям окружающей среды. Это требует принятия и реализации осознанных управленческих решений, обеспечивающих их экономическую состоятельность. Решающее значение для предприятий приобретает менеджмент как способ организации коллективных действий, как систематизированная совокупность теоретических и практических знаний, в которой обобщен опыт лучших предприятий мира и заимствованы достижения наук. Чтобы реально использовать на практике менеджмент как надежный инструмент достижения успеха, необходимо овладеть его методологией и умением применять ее в конкретной ситуации. Маркетинг является одной из основных категорий рыночной экономики, которая все в большей мере становится определяющей в нашей жизни. Важность изучения его основ определяется тем, что маркетинг, занимаясь обобщением реальной практики рыночных отношений, олицетворяет собой ту часть управленческой деятельности, которая «отвечает» за технику мышления руководителей, его своеобразный «интеллектуальный инструмент» и поэтому заслуживает право называться философией бизнеса. В связи с ростом конкуренции предприятия АПК республики, как никогда ранее нуждаются в маркетинге, в информации по эффективному сбыту своей продукции: о конъюнктуре рынка, возможных каналах реализации, перспективных сегментах рынка, консалтинговых услугах, прогнозе развития товарных продовольственных рынков и т. д., не говоря уже о больших возможностях заложенных во всем комплексе маркетинга (разработке новых товаров, оптимизации ассортимента, эффективной ценовой политике, стратегии продвижения).
Предметом изучения учебной дисциплины «Основы менеджмента и маркетинга» является процесс установления маркетинговых возможностей на целевом рынке и методология их использования. Содержание дисциплины строится на изучении и практическом использовании аналитических процедур, обеспечивающих рыночную ориентацию в условиях изменяющейся рыночной ситуации.
Цель учебной дисциплины – приобретение студентами теоретических знаний, умений и профессиональных компетенций в области методологии менеджмента и маркетинга, а также использования их в управленческой деятельности.
Задачи учебной дисциплины, – изучить:
- сущность менеджмента и его теоретические основы;
- опыт практической реализации основных принципов управления;
- методы выработки оптимальных управленческих решений
- сущность маркетинга, его функции, концепции и области применения;
- маркетинговую среду предприятия агропромышленного комплекса;
- товарную, сбытовую, ценовую и коммуникационную политики в комплексе маркетинга;
- методы и практики маркетингового исследования.
- Акулич, И. Л. Основы маркетинга : учебник для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. – Минск : БГЭУ, 2015. - 539 с.
- Маркетинг : учебник / В. П. Федько [и др.] ; под ред. В. П. Федько. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : ИНФРА-М : Академцентр, 2016. - 368 с.
- Реброва, Н. П. Маркетинг : учебник и практикум для прикладного бакалавриата : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / Н. П. Реброва ; Финансовый университет при Правительстве РФ. - Москва : Юрайт, 2015. - 278 с.
- Основы менеджмента : учебное пособие для студентов вузов по специальности "Менеджмент организации" / Э. М. Коротков [и др.] ; под ред. : И. Ю. Солдатовой, М. А. Чернышева. - 2-е изд. - Москва : Дашков и К ; Ростов-на-Дону : Академцентр, 2017. - 270 c.
- Тележников, В. И. Менеджмент : учебник для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / В. И. Тележников. - Минск : БГЭУ, 2016. - 506 c.
- Тихомирова, О. Г. Менеджмент организации: история, теория и практика : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 080200 "Менеджмент" и специальности 080507 "Менеджмент организации" / О. Г. Тихомирова, Б. А. Варламов. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 256 c.