Растущая интеллектуализация производства, переход к экономике, основанной на знаниях, необходимость инновационного развития общества предъявляют повышенные требования к качеству профессиональной подготовки кадров в высшей школе. Повышение качества высшего образования может быть обеспечено через разработку и внедрение педагогических инноваций в образовательный процесс вузов, обновление содержания и технологий подготовки будущих специалистов с учетом достижений фундаментальных наук и современного производства, динамики рынка труда и требований к развитию профессиональной деятельности. Решение задачи по повышению качества образования в вузе в значительной мере определяется качеством профессорско-преподавательского состава. В этой связи важнейшей становится проблема совершенствования подготовки преподавательских кадров для высшей школы через магистратуру (аспирантуру).
Сказанным обосновывается актуальность изучения учебной дисциплины «Педагогика и психология высшего образования» студентами магистратуры всех специальностей, направленной на формирование у них готовности к осуществлению в вузе профессионально-педагогической деятельности на высоком научно-методическом уровне, освоению образовательных инноваций и проведению исследовании в сфере образования.
Учебная дисциплина «Педагогика и психология высшего образования» входит в учебные планы по всем специальностям магистратуры, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности. Учебная дисциплина состоит из двух частей: «Педагогика высшего образования» и «Психология высшего образования».
Основной целью освоения в магистратуре дисциплины «Педагогика и психология высшего образования» является формирование у магистрантов психолого-педагогических компетенций, обеспечивающих эффективное решение профессиональных и социально-личностных проблем педагогической деятельности в вузах.
Изучение данной дисциплины призвано сыграть особую роль в формировании у выпускников магистратуры психолого-педагогической компетентности, которая будет востребована как в педагогической, так и в других профессиях, и обеспечит продуктивное разрешение разнообразных социально-профессиональных задач, включая управленческие, коммуникативные, акмеологические.
Задачи изучения дисциплины «Педагогика и психология высшего образования» определяются требованиями к овладению студентами обобщенными знаниями и умениями, лежащими в основе психолого-педагогических компетенций, характеризующих психолого-педагогическую компетентность выпускника магистратуры. Психолого-педагогические компетенции, которые формируются в процессе освоения дисциплины «Педагогика и психология высшего образования», включают:
- компетенции, относящиеся к изучению и учету возрастных, гендерных и психологических особенностей студентов, механизмов их мотивации;
- компетенции, направленные на организацию и осуществление процесса обучения, активизацию самостоятельной работы студентов, реализацию разнообразных форм НИРС;
- компетенции, обеспечивающие организацию процесса воспитания студентов;
- компетенции, обеспечивающие овладение эффективными педагогическими технологиями и совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса (в том числе на основе компьютерных и мультимедийных средств);
- компетенции, направленные на продуктивное решение коммуникативных проблем педагогической деятельности;
- компетенции, связанные с проведением педагогического мониторинга; управлением образовательным процессом, учреждением образования в целом; развитием студенческого коллектива, а также с менеджментом качества образования;
- компетенции, обусловливающие освоение педагогических инноваций, проведение научных исследований в области педагогики и психологии образования;
- компетенции непрерывного профессионального самообразования и личностного самосовершенствования.
Формирование указанных компетенций обеспечивается освоением следующих обобщенных психолого-педагогических знаний и умений.
Магистрант должен знать:
- понятийный аппарат, методологические основы и методы педагогики и психологии высшего образования; направления, закономерности и принципы развития системы высшего образования передовой педагогический опыт (включая международный) и инновации в сфере высшей школы;
- сущность педагогической деятельности в высшей школе и психологические основы педагогического мастерства и адаптации студентов;
- психолого-педагогические особенности взаимодействия и сотрудничества преподавателей и студентов, педагогического руководства деятельностью студенческих коллективов и органов самоуправления;
- подходы и принципы отбора и конструирования содержания высшего образования;
- основные формы и средства организации и осуществления процессов обучения и воспитания, активизации самостоятельной работы студентов, проведения НИРС;
- эффективные образовательные технологии, подходы и принципы разработки и применения современного учебно-методического обеспечения образовательного процесса (в том числе на основе электронных средств обучения);
- основы педагогического менеджмента и мониторинга.
Магистрант должен уметь:
- конструировать содержание обучения, устанавливать межпредметные связи;
- использовать и совершенствовать методы, методики, технологии обучения и воспитания студентов;
- проектировать и организовывать различные формы учебных занятий и воспитательных мероприятий, внеаудиторной самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности студентов;
- организовывать образовательный процесс с использованием педагогических инноваций и учетом личностных особенностей студентов и управлять его качеством;
- разрабатывать современное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса (включая электронные средства обучения), средства его диагностики и контроля;
- устанавливать педагогически научные исследования в области педагогики и психологии высшего образования;
- разрабатывать и реализовывать научные исследования в области педагогики и психологии высшего образования;
- разрабатывать и реализовывать проекты (программы) профессионального самообразования и личностного самосовершенствования.