Создание новой техники и технологий, обеспечение безопасной жизни и трудовой деятельности человека в комфортных для него условиях физической и социальной среды представляют собой не только инженерную, но и психологическую проблемы. Современное производство предъявляет требования безопасности не только к машинам и технике, а прежде всего к человеку, работнику. Поэтому для безопасного развития современного производства необходим учет, анализ и оценка анатомических, психологических, физиологических и других особенностей человека, участвующего в производственном процессе. Знание сложных процессов обеспечения безопасности личности в системе «человек–машина–среда» (СЧМС), основ проектирования технических средств труда с учетом человеческих возможностей, распределения функций между человеком и машиной, общих закономерностей трудовой деятельности, методов ее изучения, вопросов динамики професси-онального развития и становления личности позволят достичь безопасного функционирования системы «человек–машина–среда».
Цель учебной дисциплины «Эргономика и психология безопасности труда» – формирование у магистрантов системы теоретических знаний и практических умений применения психологических подходов в области охраны труда, развитие профессиональных компетенций в области эргономики и психологии безопасности труда.
Задачи учебной дисциплины:
- освоить методологические основы эргономики и психологии безопасности труда;
- изучить специфику деятельности человека-оператора в системе «человек–машина–среда», функциональные характеристики человека и машины и овладеть теорией и практикой взаимной адаптации человека и машины на всех стадиях создания системы;
- рассмотреть эргономическое проектирование системы «человек–машина–среда» и научиться давать эргономическую оценку техническим средствам и деятельности человека-оператора;
- проанализировать параметры эргономичности системы «человек–машина–среда» и овладеть эргономическими требованиями к ней;
- изучить сущность и психологию безопасной трудовой деятельности, рассмотреть особенности профессионального развития и становления личности;
- приобрести знания о работоспособности и утомлении человека, его психических функциональных состояний в профессиональной деятельности.