Подготовка специалистов в рамках дисциплины должна обеспечить формирование компетенции:
Осуществлять эргономическую оценку проектных решений на любых стадиях проектирования эргатических систем, прогнозировать и минимизировать ошибки работника для обеспечения оптимальной производительности эргатических систем
В результате освоения учебной дисциплины магистрант должен:
знать:
- предмет, объект, цели, задачи и историю эргономики;
- современное состояние и актуальные проблемы эргономики;
- основные положения отечественных и зарубежных концепций оптимизации трудовой деятельности человека в СЧМС для обеспечения эффективности, безопасности и комфорта;
- эргономические характеристики человека как субъекта труда и информационного взаимодействия в СЧМС;
- парадигмы и принципы проектирования взаимодействия человека с компьютерной средой;
- методы и средства эргономической поддержки операторов в процессе эксплуатации современных технических и информационных средств.
уметь:
- определять состав и набор задач, решаемых оператором в СЧМС, оценивать информацию, необходимой оператору, выбирать средства информационного взаимодействия человека и машины;
- описывать и анализировать взаимодействие человека с информационной и компьютерной средой в заданной проблемной области, - создавать дружественную пользовательскую среду, описывать безопасное поведение человека в условиях производственных рисков.
- работать в команде.
иметь навык:
- средствами анализа современного состояния исследований профессиональной, операторской деятельности человека;
- технологиями оценки пользовательских интерфейсов новых компьютерных технологий и направлениях повышения эффективности разрабатываемых и используемых программных средств и информационных систем;
- средствами тестирования эргономичности рабочего места, аппаратных и программных средств, функционирования информационных систем.
Целью изучения учебной дисциплины является формирование у магистрантов системы знаний о деятельности человека в системе «человек–машина–среда» (СМС), особенностях человека как оператора и пользователя технических средств, как важнейшего компонента СЧМС (система «человек–машина–среда», по управлению безопасностью производственных процессов для их применения, при проектировании, производстве и эксплуатации современных технических, аппаратных и программных средств, реализующих безопасность процессов.
Задачи учебной дисциплины.
- изучение истории и предпосылках возникновения и современных тенденциях развития эргономики;
- формирование современных представлений об эргономике как научной и проектировочной дисциплине, способной решать различные практические задачи по учету человеческого фактора для повышения эффективности, безопасности комфорту СЧМС;
- освоение современного проблемного поля и методологии эргономики;
- изучение особенностей труда и профессиональной деятельности человека как субъекта операторской деятельности при взаимодействии с техникой;
- изучение современных принципов и методов создания систем «человек – машина ‑ среда», обеспечивающих требованиям эргономичности техники, безопасной деятельности и условий труда пользователей.
- формирование коммуникативного и информационного взаимодействия оператора или группы операторов с техническими средствами при применении информационных технологий;
- изучение эргономических проблем проектирования профессиональной деятельности при взаимодействии человека с компьютером;
- выявление факторов, определяющие эффективность деятельности человека и группы в информационных системах «человек-машина-среда» различного назначения.
- формирование личности магистранта как гражданина РБ.
Ссылка на электронный ресурс: https://moodle.bsatu.by/course/view.php?id=533