Тридцать два года назад вновь созданную в БАТУ кафедру вычислительной техники возглавил кандидат наук, еще совсем молодой доцент, впоследствии – первый декан ФПУ, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой электротехнологии, Вячеслав Павлович Степанцов, которому сегодня исполняется 70 лет.
Разрешите, Вячеслав Павлович, в день Вашего юбилея поделиться с Вами рассуждениями по вопросу: "Что изменилось с тех пор на кафедре? Кем являемся мы, современные преподаватели кафедры? Чем отличаемся от Вашего поколения?"
Как правило, мы специалисты, имеющие несколько дипломов — инженера, кандидата или доктора наук, аттестат доцента и даже профессора. Нет у нас только диплома педагога высшей школы, его просто не существует, ибо система подготовки педагогических кадров отсутствует. Официально она регламентирована в форме аспирантуры и курсов повышения квалификации, однако реальная значимость их невелика.
Современные требования к личности педагога сегодня практически полностью основываются на оценке его научных достижений и в меньшей степени — педагогического мастерства. Такой односторонний подход имеет ряд нежелательных последствий. Главное — абсолютизация прагматических тенденций в подготовке специалистов.
По этой причине встречаются сегодня такие несуразности в обучении, когда вместо «живого» общения студентов с преподавателями господствует примат методических разработок и указаний, превращающих занятия в унылую догму, наполненную сухим практицизмом, лишенную духовного начала ‑ этого не было три десятка лет назад.
Негативную роль играет преувеличение роли тестового контроля знаний и все более широкое использование методов формализации учебного процесса, способствующих развитию неуверенности в профессии наших выпускников, будущих инженеров.
Из каких животворных истоков зарождались в прошлом веке нравственные основы педагогики?
Теорию и практику педагогического труда сегодня может освоить каждый из нас, но подлинно педагогические качества ‑ сопереживание, приветливость, сдержанность, терпение, чувство собственного достоинства, умение завоевать доверие, ставить интересы студента выше собственного «я», педагогическое мышление, умение анализировать ошибки, постоянное совершенствование в своей профессии может воспитать только Учитель. И Вы являетесь ярким тому примером. С Днем рождения!
Спасибо за науку, Вячеслав Павлович!