На современном этапе объективной необходимостью является исследование процессов, происходящих в социально-трудовой сфере на макро- и микроуровнях. Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с формированием кадров предприятия, изменением производительности труда, внедрением научных методов организации труда, повышением эффективности нормирования и оплаты труда, планированием трудовых показателей. В данной связи умение оценить состояние организации труда, обосновать управленческие решения по стратегии их развития на макро- и микроуровнях является профессиональным требованием к экономистам.
Результаты изучения организации труда используются студентами при освоении учебных программ по управлению производством, планированию, прогнозированию, основам предпринимательства, маркетинга и другими дисциплинам.
Цель дисциплины — дать студентам знания и сформировать у них умения и навыки в сфере управления (на различных уровнях) кадрами и производительностью труда, организацией, нормированием и оплатой труда, оценкой их эффективности, повысить на этой основе адаптированность студентов к рынку труда, помочь им включиться в систему новых социально-трудовых отношений.
Задачи изучения дисциплины:
- выяснение сущности производительности труда, ее экономического содержания, роли и значения как показателя использования трудового потенциала;
- получение знаний о методах измерения производительности труда, сфере их применения;
- освоение факторов роста производительности труда, их содержания и классификации;
- приобретение умений и навыков по выявлению резервов роста производительности труда, овладение методикой их использования;
- уяснение технологии формирования показателей по труду как метода управления кадровым потенциалом;
- освоение организации заработной платы, ее тенденций в условиях рыночных отношений;
- овладение методикой определения фонда заработной платы на микро- и макроуровнях;
- знакомление с организацией труда как функцией управления, ее сущностью, задачами, содержанием и принципами;
- освоение методов изучения рабочего времени, их классификации, сферы применения;
- уяснение сущности норм труда, их экономического содержания, тенденций на современном этапе;
- овладение механизмом формирования норм труда рабочих, руководителей, специалистов, государственных служащих;
- формирование умения оценить качество действующих норм труда;
- овладение различными методами разработки норм труда;
- ознакомление с зарубежным опытом формирования норм труда, приобретение умения использовать его на практике.