Высшая математика

Вы здесь

Дисциплина "Высшая математика" изучается студентами всех экономических специальностей университета.

Цели и задачи: 

Особенностью современной жизни является проникнове­ние во все сферы человеческой деятельности достижений на­учно-технического и информационного прогресса, который, в свою очередь, опирается на широкое использование мате­матических знаний. Математические дисциплины играют существенную роль в образовании специалистов не только технического, но и экономического профиля.

Цель дисциплины – овладение студентами необходимым математическим аппаратом, помогающим анализировать, моделировать и решать прикладные экономические задачи.

Задачей преподавания высшей математики является формирование у студентов предметных компетенций в соответствии с требованиями образовательных стандартов.

В соответствии с вышеуказанной задачей выпускник должен так же приобрести следующие компетенции:

академические:

 

  • владеть базовыми научно-теоретическими знаниями и применять их для решения теоретических и практических задач;
  • владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;
  • уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни;

социально-личностные:

 

  • обладать способностью к межличностным коммуникациям;
  • быть способным к критике и самокритике;
  • уметь работать в команде;

профессиональные:

 

  • находить оптимальные решения многокритериальных задач.

В результате изучения дисциплины «Высшая математика» обучаемый должен знать:

 

  • методику применения методов матричной алгебры и аналитической геометрии при решении конкретных задач;
  • методику применения аппарата функции одной переменной, методов дифференциального исчисления функции одной и нескольких переменных при решении математических и прикладных задач;
  • прикладные аспекты интегрального исчисления и дифференциальных уравнений;
  • основные определения, теоремы и соотношения теории вероятностей;
  • основные законы распределения случайных величин и их практические приложения;
  • методы обработки и анализа статистических данных;
  • содержание практических задач, подлежащих экономико-математическому моделированию;
  • методы и алгоритмы решения оптимизационных экономических и производственных задач;

уметь:

 

  • решать формальные и прикладные задачи матричной алгебры, аналитической геометрии и математического анализа, строить математические модели и решать задачи с экономическим содержанием;
  • применять вероятностные и статистические методы при решении задач прикладного характера, осуществлять сбор и обработку статистических данных, применять методы анализа полученных данных;
  • моделировать простейшие экономические ситуации, связанные с оптимизацией исследуемых процессов;
  • решать оптимизационные задачи методами математического программирования и с использованием пакетов прикладных программ на ПЭВМ;
  • обосновывать оптимальное решение и проводить экономический анализ полученных результатов.

Основной программный материал излагается на лекци­ях и закрепляется на практических занятиях. Часть мате­риала предлагается для самостоятельного изучения. Теку­щий контроль осуществляется путем опроса на практичес­ких занятиях, выполнения самостоятельных работ и индивидуальных заданий.

Дополнительная литература: 

1.         Гусак А.А. Высшая математика. Т. 1, 2. \Учебник для студентов естественных и экономических специальностей вузов. – Мн.: ТетраСистемс, 2003 (и последующие издания).

2.                  Рябушко А.П., Бархатов В.В., Державец В.В., Юруть И.Е. Индивидуальные задания по высшей математике. Ч. 1. Линейная и векторная алгебра. Аналитическая геометрия. Дифференциальное исчисление функций одной переменной. \Под общ. ред. докт. физ.-мат. наук, проф. А.П. Рябушко. Допущено Министерством образования РБ в качестве учеб. пособия для студентов технических специальностей. - Мн.: Выш. шк., 2007 – 304 с.

3.                  Рябушко А.П., Бархатов В.В., Державец В.В., Юруть И.Е. Индивидуальные задания по высшей математике. Ч. 2. Комплексные числа. Неопределенные и определенные интегралы. Функции нескольких переменных. Обыкновенные дифференциальные уравнения. \Под общ. ред. докт. физ.-мат. наук, проф. А.П. Рябушко. Допущено Министерством образования РБ в качестве учеб. пособия для студентов технических специальностей. - Мн.: Выш. шк., 2007.- 396 с.

4.                  Рябушко А.П., Бархатов В.В., Державец В.В., Юруть И.Е. Индивидуальные задания по высшей математике. Ч. 3. Ряды. Кратные и криволинейные интегралы. Элементы теории поля.\ Под общ. ред. докт. физ.-мат. наук, проф. А.П. Рябушко. Допущено Министерством образования РБ в качестве учеб. пособия для студентов технических специальностей. Мн.: Выш. шк., 2007. - 397 с.

5.                  Рябушко А.П. Индивидуальные задания по высшей математике. Операционное исчисление. Элементы теории устойчивости. Теория вероятностей. Математическая статистика.- Мн.: Выш. шк.., 2006. - 336 с.